Двигатель в продольном
разрезе.

Двигатель (продольный
разрез). 1. Коленчатый вал; 2. Крышка первою коренного подшипника; 3. Шкив
привода распределительного вала; 4. Шкив привода генератора; 5. Передний
сальник коленчатого вала; 6. Масляный насос; 7. Шатун; 8. Передняя защитная
крышка зубчатого ремня; 9. Поршень; 10. Впускной клапан; 11. Выпускной клапан;
12. Ремень привода распределительного вала; 13. Шкив распределительного вала;
14. Задняя защитная крышка зубчатого ремня; 15. Сальник распределительного
вала; 16. Передний корпус подшипников распределительного вала: 17. Распределительный
вал; 18. Сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 19. Крышка головки
цилиндров; 20. Крышка маслоотделителя; 21. Задний корпус подшипников
распределительного вала; 22. Эксцентрик привода топливного насоса; 23.
Датчик-распределитель зажигания; 24. Корпус вспомогательных агрегатов; 25.
Отводящий патрубок рубашки охлаждения; 26. Свеча зажигания; 27. Головка
цилиндров; 28. Блок цилиндров; 29. Держатель с задним сальником коленчатого
вала; 30. Маховик; 31. Кронштейн с опорой передней подвески двигателя; 32.
Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач и сцеплением); 33. Кронштейн с
опорой левой подвески двигателя; 34. Кронштейн с опорой задней подвески
двигателя; 35. Опора передней подвески двигателя; 36. Кронштейн передней
подвески двигателя; 37. Масляный картер; 38. Указатель уровня масла; 39. Пробка
отверстия для слива масла из картера; 40. Кронштейн левой подвески двигателя;
41. Опора левой подвески двигателя; 42. Кронштейн задней подвески двигателя;
43. Опора задней подвески двигателя.
На автомобилях установлены четырехцилиндровые четырехтактные
карбюраторные двигатели различного объема цилиндров, с рядным расположением
цилиндров и с распределительным валом, размещенным на головке цилиндров.
Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на
переднепривод-ном автомобиле. Поэтому его компоновка и основные размеры выбраны
такими, чтобы он вместе с коробкой передач мог разместиться поперек между
брызговиками передних колес.
Три унифицированных двигателя рабочим объемом 1100, 1300 и
1500 см3 образуются сочетанием трех различающихся по высоте и
диаметру цилиндров блоков, двух головок цилиндров с различными по диаметру
впускными каналами, а также двух поршней, отличающихся по диаметру (76 и 82), и
двух коленчатых валов с радиусами кривошипов, соответствующих ходам поршня 60,6
и 71 мм.
В сборе с коробкой передач и сцеплением двигатель образует
единый жесткий узел - силовой агрегат. Он установлен на автомобиле на трех
эластичных опорах. Они воспринимают как массу силового агрегата, так и
нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.
Эластичные опоры поглощаю" вибрации работающего двигателя и не передают их
на кузов, благодаря чему уменьшается шум в салоне автомобиля. С другой стороны,
эластичные опоры защищают силовой агрегат от резких ударов при движении,
автомобиля по неровностям дороги.
На автомобиле принята трехточечная схема крепления силового
агрегата, состоящая из передней, задней и левой опор. Передняя и левая опоры
имеют одинаковое устройство и состоят из наружной стальной обоймы и внутренней
алюминиевой втулки, между которыми находится привулканизированная к ним резина.
Задняя опора крепится болтами снизу к днищу кузова. Она
состоит из наружной стальной арматуры и внутренней алюминиевой втулки также
разделенных резиной. Кронштейн задней подвески - стальной, кованый, крепится на
коробке передач болтами, соединяющими картер сцепления с картером коробки
передач.
Блок цилиндров. Все цилиндры двигателя объединены вместе с
верхней частью картера в один общий узел - блок цилиндров, отлитый из
специального высокопрочного чугуна. При такой компоновке обеспечивается
прочность конструкции, жесткость, компактность и уменьшается масса двигателя.
Протоки для охлаждаю- щей жидкости сделаны по всей высоте блока цилиндров, что
улучшает охлаждение поршней и поршневых колец и уменьшает деформации блока
цилиндров от неравномерного нагрева.
Цилиндры блока по диаметру подразделяются на пять классов
через 0,01 мм, обозначаемых буквами А, В, С, D, Е :
Класс Диаметр
цилиндра
ВАЗ 2108, 21081 Диаметр
цилиндра
ВАЗ 21083
А
|
76,000-76,010
|
82,000-82,010
|
B
|
76,010-76,020
|
82,010-82,020
|
C
|
76,020-76,030
|
82,020-82,030
|
D
|
76,030-76,040
|
82,030-82,040
|
E
|
76,040-76,050
|
82,040-82,050
|
Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против
каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного
класса. При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под
увеличенный диаметр поршней на 0,4 и 0,8 мм.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор
коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми
вкладышами. Верхние и нижние вкладыши среднего (3-го) коренного подшипника без
канавки на внутренней поверхности. У остальных опор верхние вкладыши с канавкой
на внутренней поверхности, а нижние - без канавки. До 1988 г. нижние вкладыши
этих подшипников тоже были с канавками.
Подшипники имеют съемные крышки 2, которые крепятся к блоку
цилиндров самоконтрящимися болтами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в
блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками, что обеспечивает высокую
точность, правильную геометрическую форму отверстий и их соосность. Поэтому
крышки подшипников не взаимозаменяемы и для различия имеют на наружной
поверхности риски.
В средней опоре имеются гнезда для установки упорных
полуколец 12, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. С задней
стороны от средней опоры ставится металлокерамическое полу- кольцо (желтого
цвета), а с передней стороны - стале-алюминиевое.
Величина осевого зазора коленчатого вала должна быть
0,06-0,026 мм. Если зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм),
необходимо заменить полукольца ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. Следует
иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть
обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
Снизу блок цилиндров закрывается стальным штампованным
картером 37. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между масляными
картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробкорезиновой смеси.
К заднему торцу блока цилиндров крепится картер сцепления.
Точное расположение картера относительно блока цилиндров и соосность
коленчатого вала и первичного вала коробки передач обеспечивается двумя
центрирующими втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Головка цилиндров 27 общая для четырех цилиндров, отлита из
алюминиевого сплава, имеет камеры сгорания клиновидной формы. В головку
запрессованы направляющие втулки клапанов и седла, изготовленные из чугуна.
Седла, предварительно охлажденные в жидком азоте, вставлены в гнезда нагретой
головки цилиндров. Благодаря этому обеспечивается надежная и прочная посадка
седел в головке.
Между головкой и блоком цилиндров установлена специальная
безусадочная прокладка на металлическом каркасе. Головка центрируется на блоке
цилиндров двумя втулками и крепится к нему десятью болтами.
Для равномерного обжатия всей поверхности прокладки головки
блока, для обеспечения надежного уплотнения и исключения в последующем подтяжки
болтов при техническом обслуживании автомобиля болты крепления головки
цилиндров затягиваются равномерно без рывков в четыре приема и в строго
определенной последовательности:
1 прием - затягивают болты моментом 2 кг-см;
2 прием - затягивают болты моментом 7,08-8,74 кг-см;
3 прием - доворачивают болты на 90°;
4 прием - снова доворачивают болты на 90°.
В верхней части головки цилиндров расположены пять опор под
шейки распределительного вала 17. Опоры выполнены разъемными. Верхняя половина
находится в корпусах подшипников 16 и 21 (переднем и заднем), а нижняя - в
головке цилиндров. Установочные втулки корпусов подшипников распределительного
вала размещены у шпилек крепления корпусов. Отверстия в опорах обрабатываются в
сборе с корпусами подшипников, поэтому они невзаимозаменяемы, и головку цилиндров
можно заменять только в сборе с корпусами подшипников.
На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами
подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала наносят герметик типа
КЛТ-75ТМ. Устанавливают корпуса подшипников и затягивают гайки их крепления в
два приема:
1-й прием - предварительно затягивают гайки в
последовательности, указанной на листе 7, до прилегания поверхностей корпусов
подшипников к головке цилиндров, следя за тем, чтобы установочные втулки
корпусов свободно вошли в свои гнезда;
2-й прием - окончательно затягивают гайки моментом 2,2 кг/см
в той же последовательности.
|